Как технология ускоряет время (и как замедлить его обратно)
Когда мы весь день сидим перед компьютером, мы постоянно сталкиваемся с часами, который говорят нам, сколько сейчас времени – не важно, находимся ли мы дома или идём по улице: 60 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 30 комульсивно или бессознательно проверяют свои смартфоны на новые емейлы, сообщения или апдейты в соцсетях, сообщает отчёт Cisco 2012 года.
Этот постоянный контакт с технологией не только изменяет то, как мы воспринимаем время, но и то, как мы думаем, говорит профессор психологии из Стэнфорда, доктор Филип Зимбардо.
«Технология создаёт довольно причудливую одержимость временем, но это чрезвычайно краткосрочное, немедленное время», говорит Зимбардо.
Время является чрезвычайно субъективным переживанием, и оно подвержено технологическому и культурному влиянию. С самого раннего возраста наше пластичное восприятие времени становится весьма предвзятым. Зимбардо заявляет, что все мы действуем исходя из трёх основных предрасположенностей. Те, кто склонен думать о своём текущем опыте в терминах того, что они уже пережили – являются ориентированными на прошлое, те, кто фокусируется на происходящем сейчас – ориентированы на настоящее, и те, кто думает в терминах долгосрочной перспективы – ориентированы на будущее.
Зимбардо объясняет, что идеальный баланс – это быть умеренно ориентированным на будущее (достаточно, чтобы быть мотивированным работать на достижение своих целей, но не настолько, чтобы ударяться в трудоголизм), умеренно ориентированным на прошлое (когда мы оглядываемся на прошедшую жизнь, мы, как правило, испытываем позитивные ощущения), и умеренно «гедонистически настоящими» — что означает, что у нас есть время для друзей, семьи и удовольствия, но мы не настолько сфокусированы на удовольствиях, чтобы у нас развивались аддиктивные тенденции.
Однако сверх-зависимость от технологий – постоянная проверка почты и соцсетей, и постоянные отвлечения на уведомления наших мобильных устройств – может вырвать нас и из прошлого, и из будущего – в состояние повышенного «гедонистичного настоящего», в котором мы постоянно сфокусированы на том, что находится прямо перед нами или следует сразу за ним.
«Мы просто присутствуем в настоящем, чтобы предпринять следующее действие», говорит Зимбардо. «Это минимизирует качество нашей жизни. Это минимизирует то удовольствие, которое мы способны получать от повседневной реальности».
Вот четыре аспекта того, как технология влияет на наше восприятие времени.
Состояние постоянного соединения ускоряет наше восприятие времени
Наш непрерывный доступ к практически бесконечному количеству новостей и апдейтов может сформировать у нас потребность в немедленном получении желаемого, что ускоряет как поступление новой информации, так и наше восприятие времени.
«Технология делает нас нетерпеливыми во всём, что требует для получения больше, чем несколько секунд», говорит Зимбардо. «Мы нажимаем кнопку и ожидаем немедленного результата – так что технология всё больше и больше вталкивает нас в очень краткофокусную временную зону. Это означает, что у нас начинает развиваться склонность игнорировать будущие последствия своих действий».
Поскольку мы привыкаем быть постоянно занятыми, многие из нас имеют проблемы с тем, чтобы замедлиться или подождать. Исследование 2012 года показало, что среди молодых людей, гипер-соединённость приводит к появлению потребности в мгновенном вознаграждении и к недостатку терпения.
Это может удерживать нас в состоянии «следующего» момента
Технология может захватить нас в круг мгновенного вознаграждения – мы застреваем в настоящем моменте, в котором мы не присутствуем полностью, поскольку мы также постоянно ожидаем следующего события, объясняет Зимбардо.
Постоянная соединённость удерживает нас сфокусированными на следующей наступающей вещи, заставляя смотреть в будущее в очень краткосрочной перспективе – в ожидании следующего апдейта. По данным соцопроса, проведённого в 2011 году, 27 процентов американских подростков используют Facebook непрерывно в течение всего дня.
«Они постоянно проверяют соцсеть, надеясь, что там что-нибудь окажется», говорит Зимбардо. «Надежда – это очень ориентированная на будущее вещь, но это — чрезвычайно краткосрочное ощущение. «Я надеюсь, кто-нибудь увидит картинку, которую я запостил. Я надеюсь, кто-нибудь отреагирует». Так что это чрезвычайно интенсивное существование в настоящем, и будущее в такой ситуации становится очень кратко-срочным. Всё сводится к ожиданию следующей вещи, которая случится».
Ориентированность на настоящее делает нас более подверженными мгновенному вознаграждению
Мы живём в мире искушения, говорит Зимбардо, и быть ориентированным на будущее – то есть действовать в интересах наших более долгосрочных целей и ценностей – это именно то, что удерживает нас от того, чтобы погрузиться в пучину наших сиюминутных желаний.
«Чтобы достичь любой долговременной цели, у нас должны быть планы, повестка дня, списки дел», говорит он. «Ориентированные на будущее люди весьма хороши в таких вещах».
Но когда мы становимся чересчур ориентированными на настоящее и фокусируемся на мгновенном вознаграждении, мы становимся и более подверженными компульсивному поведению.
«Ориентированные на настоящее люди предрасположены к аддикции, поскольку как только они сделали что-либо, и это приятно, они не могут не делать этого снова и снова», говорит Зимбардо. «Видеоигры и онлайн-активность становятся аддиктивными, когда вы начинаете предпочитать заниматься ими вместо чего угодно другого в этом мире. В какой-то момент это перестаёт быть выбором и превращается в автоматическое поведение».
Вы можете расширить своё настоящее с помощью осознанности
Так что же доктор Зимбардо советует тем, кто застрял в круге мгновенного вознаграждения? Сделайте перерыв.
«Нам необходимо побыть некоторое время вдалеке от нашей одержимости этим самым временем», говори он. «Иногда это означает не делать ничего – просто отдохнуть, сходить на прогулку, сделать несколько дыхательных упражнений».
Благодаря практикам осознанности – например, медитации – мы можем погрузиться в истинное настоящее. И это может буквально замедлить ход времени.
«В дзен-буддизме есть другой тип ориентации на настоящее, он называется «расширенное настоящее»», говорит Зимбардо. «Это не гедонистичное настоящее – это осознание самого себя, и в конце концов – растворение самого себя».
Этот постоянный контакт с технологией не только изменяет то, как мы воспринимаем время, но и то, как мы думаем, говорит профессор психологии из Стэнфорда, доктор Филип Зимбардо.
«Технология создаёт довольно причудливую одержимость временем, но это чрезвычайно краткосрочное, немедленное время», говорит Зимбардо.
Время является чрезвычайно субъективным переживанием, и оно подвержено технологическому и культурному влиянию. С самого раннего возраста наше пластичное восприятие времени становится весьма предвзятым. Зимбардо заявляет, что все мы действуем исходя из трёх основных предрасположенностей. Те, кто склонен думать о своём текущем опыте в терминах того, что они уже пережили – являются ориентированными на прошлое, те, кто фокусируется на происходящем сейчас – ориентированы на настоящее, и те, кто думает в терминах долгосрочной перспективы – ориентированы на будущее.
Зимбардо объясняет, что идеальный баланс – это быть умеренно ориентированным на будущее (достаточно, чтобы быть мотивированным работать на достижение своих целей, но не настолько, чтобы ударяться в трудоголизм), умеренно ориентированным на прошлое (когда мы оглядываемся на прошедшую жизнь, мы, как правило, испытываем позитивные ощущения), и умеренно «гедонистически настоящими» — что означает, что у нас есть время для друзей, семьи и удовольствия, но мы не настолько сфокусированы на удовольствиях, чтобы у нас развивались аддиктивные тенденции.
Однако сверх-зависимость от технологий – постоянная проверка почты и соцсетей, и постоянные отвлечения на уведомления наших мобильных устройств – может вырвать нас и из прошлого, и из будущего – в состояние повышенного «гедонистичного настоящего», в котором мы постоянно сфокусированы на том, что находится прямо перед нами или следует сразу за ним.
«Мы просто присутствуем в настоящем, чтобы предпринять следующее действие», говорит Зимбардо. «Это минимизирует качество нашей жизни. Это минимизирует то удовольствие, которое мы способны получать от повседневной реальности».
Вот четыре аспекта того, как технология влияет на наше восприятие времени.
Состояние постоянного соединения ускоряет наше восприятие времени
Наш непрерывный доступ к практически бесконечному количеству новостей и апдейтов может сформировать у нас потребность в немедленном получении желаемого, что ускоряет как поступление новой информации, так и наше восприятие времени.
«Технология делает нас нетерпеливыми во всём, что требует для получения больше, чем несколько секунд», говорит Зимбардо. «Мы нажимаем кнопку и ожидаем немедленного результата – так что технология всё больше и больше вталкивает нас в очень краткофокусную временную зону. Это означает, что у нас начинает развиваться склонность игнорировать будущие последствия своих действий».
Поскольку мы привыкаем быть постоянно занятыми, многие из нас имеют проблемы с тем, чтобы замедлиться или подождать. Исследование 2012 года показало, что среди молодых людей, гипер-соединённость приводит к появлению потребности в мгновенном вознаграждении и к недостатку терпения.
Это может удерживать нас в состоянии «следующего» момента
Технология может захватить нас в круг мгновенного вознаграждения – мы застреваем в настоящем моменте, в котором мы не присутствуем полностью, поскольку мы также постоянно ожидаем следующего события, объясняет Зимбардо.
Постоянная соединённость удерживает нас сфокусированными на следующей наступающей вещи, заставляя смотреть в будущее в очень краткосрочной перспективе – в ожидании следующего апдейта. По данным соцопроса, проведённого в 2011 году, 27 процентов американских подростков используют Facebook непрерывно в течение всего дня.
«Они постоянно проверяют соцсеть, надеясь, что там что-нибудь окажется», говорит Зимбардо. «Надежда – это очень ориентированная на будущее вещь, но это — чрезвычайно краткосрочное ощущение. «Я надеюсь, кто-нибудь увидит картинку, которую я запостил. Я надеюсь, кто-нибудь отреагирует». Так что это чрезвычайно интенсивное существование в настоящем, и будущее в такой ситуации становится очень кратко-срочным. Всё сводится к ожиданию следующей вещи, которая случится».
Ориентированность на настоящее делает нас более подверженными мгновенному вознаграждению
Мы живём в мире искушения, говорит Зимбардо, и быть ориентированным на будущее – то есть действовать в интересах наших более долгосрочных целей и ценностей – это именно то, что удерживает нас от того, чтобы погрузиться в пучину наших сиюминутных желаний.
«Чтобы достичь любой долговременной цели, у нас должны быть планы, повестка дня, списки дел», говорит он. «Ориентированные на будущее люди весьма хороши в таких вещах».
Но когда мы становимся чересчур ориентированными на настоящее и фокусируемся на мгновенном вознаграждении, мы становимся и более подверженными компульсивному поведению.
«Ориентированные на настоящее люди предрасположены к аддикции, поскольку как только они сделали что-либо, и это приятно, они не могут не делать этого снова и снова», говорит Зимбардо. «Видеоигры и онлайн-активность становятся аддиктивными, когда вы начинаете предпочитать заниматься ими вместо чего угодно другого в этом мире. В какой-то момент это перестаёт быть выбором и превращается в автоматическое поведение».
Вы можете расширить своё настоящее с помощью осознанности
Так что же доктор Зимбардо советует тем, кто застрял в круге мгновенного вознаграждения? Сделайте перерыв.
«Нам необходимо побыть некоторое время вдалеке от нашей одержимости этим самым временем», говори он. «Иногда это означает не делать ничего – просто отдохнуть, сходить на прогулку, сделать несколько дыхательных упражнений».
Благодаря практикам осознанности – например, медитации – мы можем погрузиться в истинное настоящее. И это может буквально замедлить ход времени.
«В дзен-буддизме есть другой тип ориентации на настоящее, он называется «расширенное настоящее»», говорит Зимбардо. «Это не гедонистичное настоящее – это осознание самого себя, и в конце концов – растворение самого себя».