Моментальный отбор
По итогам 2011 года оборот российского рынка моментальных платежей вырос по сравнению с 2010 годом более чем на 15%, превысив 892 млрд. рублей. Такие данные приводит Комитет по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Количество транзакций в 2011 г. сократилось по сравнению с 2010 годом на 3,4% и составило 5,7 млрд. При этом сумма среднего платежа выросла на 18%, составив 156 рублей. НАУЭТ связывает это с продолжающимся увеличением доли "тяжелых" платежей со сравнительно большим чеком.
Доля платежей за услуги мобильной связи в общем обороте рынка в 2011 году снизилась до 66%. Для сравнения, в 2010 году на "сотовые" платежи приходилось 73,5%. В то время как доля платежей, направленных на погашение банковских кредитов выросла до 13%, превысив показатели 2010 года на 4,3 %.
В 2011 году перечень услуг, которые можно оплатить посредством моментальных платежей, продолжил расти. Сегодня в него входят платежи в пользу Росреестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, налоги (транспортный, земельный, подоходный), коммунальные платежи, визовые консульские сборы, плата за детский сад, даже оплата передач заключенным и многое другое.
Тройка лидеров рынка по итогам 2011 года не претерпела изменений: в нее входят QIWI, Киберплат и Элекснет. При этом доли основных игроков продолжили снижаться за счет активности более мелких региональных компаний. Их совокупный оборот в 2011 году вновь вырос, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 14,6%, и составил 29% от общего оборота рынка.
В результате, лидеры рынка, наращивая абсолютные показатели по обороту, продолжили терять долю своего присутствия на рынке.
По итогам прошедшего года НАУЭТ выделяет следующие тенденции рынка:
- рост активности кредитных организаций и их взаимодействия с платежными системами;
- увеличение доли региональных платежных систем в общем объеме рынка;
- рост среднего платежа за счет увеличения доли "тяжелых" платежей (погашение банковских кредитов, оплата железнодорожных и авиабилетов, услуг ЖКХ);
- значительное расширение перечня доступных к оплате услуг;
- расширение взаимодействия платежных сервисов с государственными структурами;
- крупные операторы моментальных платежей проявили заинтересованность в предоставлении безналичных платежных инструментов и обзавелись электронными кошельками. Пионером этого направления стал сервис QIWI.
"Результаты 2011 года полностью совпали с нашим прогнозом, опубликованном еще в первом квартале 2011. Общий оборот рынка даже немного (на 0,5%) превысил изначально прогнозируемый. Принятие ряда важных федеральных законов, и в первую очередь ФЗ "О национальной платежной системе", безусловно, благотворно сказалось на развитии отечественного рынка моментальных платежей. Способствовал этому и рост перечня государственных и муниципальных услуг, оплата которых стала доступна в отчетном периоде. Можно предположить, что данные тенденции развития сохранятся и в 2012 года", - комментирует Борис Ким, Председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ).
Доля платежей за услуги мобильной связи в общем обороте рынка в 2011 году снизилась до 66%. Для сравнения, в 2010 году на "сотовые" платежи приходилось 73,5%. В то время как доля платежей, направленных на погашение банковских кредитов выросла до 13%, превысив показатели 2010 года на 4,3 %.
В 2011 году перечень услуг, которые можно оплатить посредством моментальных платежей, продолжил расти. Сегодня в него входят платежи в пользу Росреестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, налоги (транспортный, земельный, подоходный), коммунальные платежи, визовые консульские сборы, плата за детский сад, даже оплата передач заключенным и многое другое.
Тройка лидеров рынка по итогам 2011 года не претерпела изменений: в нее входят QIWI, Киберплат и Элекснет. При этом доли основных игроков продолжили снижаться за счет активности более мелких региональных компаний. Их совокупный оборот в 2011 году вновь вырос, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 14,6%, и составил 29% от общего оборота рынка.
В результате, лидеры рынка, наращивая абсолютные показатели по обороту, продолжили терять долю своего присутствия на рынке.
По итогам прошедшего года НАУЭТ выделяет следующие тенденции рынка:
- рост активности кредитных организаций и их взаимодействия с платежными системами;
- увеличение доли региональных платежных систем в общем объеме рынка;
- рост среднего платежа за счет увеличения доли "тяжелых" платежей (погашение банковских кредитов, оплата железнодорожных и авиабилетов, услуг ЖКХ);
- значительное расширение перечня доступных к оплате услуг;
- расширение взаимодействия платежных сервисов с государственными структурами;
- крупные операторы моментальных платежей проявили заинтересованность в предоставлении безналичных платежных инструментов и обзавелись электронными кошельками. Пионером этого направления стал сервис QIWI.
"Результаты 2011 года полностью совпали с нашим прогнозом, опубликованном еще в первом квартале 2011. Общий оборот рынка даже немного (на 0,5%) превысил изначально прогнозируемый. Принятие ряда важных федеральных законов, и в первую очередь ФЗ "О национальной платежной системе", безусловно, благотворно сказалось на развитии отечественного рынка моментальных платежей. Способствовал этому и рост перечня государственных и муниципальных услуг, оплата которых стала доступна в отчетном периоде. Можно предположить, что данные тенденции развития сохранятся и в 2012 года", - комментирует Борис Ким, Председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ).