Секреты блокбастеров: как делаются спецэффекты
Впечатляющие спецэффекты голливудских блокбастеров и реалистичность компьютерных игр последних лет заставляют задуматься о грани между реальным и виртуальным миром, точнее о том, насколько далеко можно зайти в имитации реальности. Конечно, надевая 3D-очки в кинозале или дома, мы прекрасно ощущаем разницу, но с каждым днем спецэффекты становятся все круче и круче.
Невольно вспоминается фильм Generation П, по сюжету которого главный герой работает в компании, создающей виртуальные образы политиков с помощью сверхмощного компьютера. Причем чем выше пост виртуального политика, тем лучше 3D-графика, а миром правят киношники и айтишники, прорабатывающие персонажей. В специальном съемочном павильоне снимают на камеру облепленного датчиками человека, которого называют «скелетом». Потом на его изображение накладывают цифровую модель политика. Понятное дело, что это лишь фантазия. Пока что...
Дело в том, что с развитием технологий такой вариант развития событий вполне может стать реальностью в ближайшем будущем. Сымитировать человека с точностью до малейшей детали в данный момент еще не удавалось никому, а вот совмещать на видео живых людей с неживыми предметами современные мастера спецэффектов умеют великолепно. Дошло до того, что режиссеры уже предпочитают вместо изготовления реальных декораций использовать для фона трехмерные модели, а современная съемочная площадка выглядит, как небольшой павильон, затянутый синим или зеленым фоном, на котором актеры делают вид, что находятся на месте событий, описанных в сценарии.
Кинорежиссеры. Создают на основе игры актеров трехмерные персонажи и переносят их в другие миры
Более того, в шуточной фразе: «А ты в мультфильмах не снимался?» — осталась лишь доля шутки — персонажей современных мультфильмов играют актеры, после чего снятое видео оцифровуется и на его основе создаются мультяшные герои. Что же будет дальше?
Мы «заглянули» на съемочные площадки современных фильмов, чтобы разобраться в секретах их производства.
ТЕХНОЛОГИЯ: ЗАХВАТ ДВИЖЕНИЯ
Актеры. Похожи на чудовищ после компьютерной обработки
Технология создания нереальных событий называется Motion capture (от англ. — захват движения). Ее суть в том, что на актера надевают костюм с датчиками-маркерами и он производит движения по сценарию — встает в условленные позы, имитирует реальные действия (например, столкновение с препятствием, бег, прыжок). Данные с датчиков фиксируются камерами и поступают в компьютер, где сводятся в единую трехмерную модель, точно воспроизводящую движения актера. Интересно, что этим же методом воспроизводится мимика актера — точно такие же маркеры, как на одежде, закрепляют на мышцах лица. К полученному трехмерному изображению цепляют текстуры, изображающие одежду или, в зависимости от сценария, кожный покров, шерсть, металлический костюм либо другое покрытие.
Спецкостюмы. Покрыты маркерами для захвата движений актеров
Вторая технология — безмаркерная. В отличие от маркерной технологии, когда актер играет в сером либо черном костюме, облепленном датчиками, актера одевают в костюм (естественно, подобранный в соответствии со сценарием). Отснятое видео перегоняют через программу, создающую цифровую модель.
Стоимость съемок впечатляет. К примеру, третья часть «Пиратов Карибского моря» обошлась в $250 млн. А «Джон Картер» стоил $350 млн. Высокая цена связана с тем, что нужно задействовать порядка тысячи высокооплачиваемых ИТ-специалистов, которые прорисовывают каждую сцену в течение нескольких месяцев. Кроме того, часто для съемок создают спецтехнику для имитации фантастических животных. Да и актерам, и съемочной группе платить надо больше, чем при обычной съемке ввиду сложности задачи.
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ «ДЖОН КАРТЕР»
Тота сыграл колесный робот
Несмотря на то, что этот фильм провалился в прокате (говорят, из-за неудачной рекламной кампании), при его создании использовали все существующие технологии создания эффектов.
Животные. Хотя марсианских лошадей-тотов рисовали на компьютере, макет был создан на основе четырехколесных роботов. «Собака» и «обезьяна» смоделированы на компьютере от начала до конца.
Тарки. Обитателей Марса-Барзума моделировали с помощью уже описанной технологии захвата движения. Для этого актеров в костюмах с маркерами заставили ходить на ходулях. Но возникли сложности с имитацией четырехрукости — в фильме тарки большую часть времени прячут вторую пару рук за спиной.
Марсиан — люди на ходулях
Города. Руины инопланетного города были полностью выполнены на компьютерах. Остальные здания также. Актеры же играли на самом деле в павильонах, завешанных зеленым фоном.
Ландшафты. За основу взяли виды земной пустыни, где и происходили съемки. Но ее слегка подправили на компьютере. Аналогично и с рекой.
ФОКУС: ФОН ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
На экране. Пляж выглядит полностью заполненным отдыхающими
На компьютере для удешевления съемок создают не только фантастические виды, но и заменяют визуализацией обычные декорации. Яркий пример — телесериал «Преступная империя» (телеканал HBO), где полностью воссоздали город Атлантик-Сити (США) 20—30-х годов большей частью на комппьютере. Причем настолько реалистично, что никто из зрителей не заметил подвоха до тех пор, пока создатели сериала не признались в этом сами. Сымитированы люди, прогуливающиеся по набережной и отдыхающие на пляже, большая часть зданий, океан, предметы интерьера, пароход, автомобили — реально камера захватила лишь синий фон, на который потом наложили изображения, а сами съемки проходили в относительно небольшом павильоне.
В реальности. В сцене снималось всего лишь несколько человек
Однако использование компьютерной графики в таких масштабах сделало сериал очень дорогим (для этого жанра) — по словам режиссера сериала Мартина Скорсезе, затраты только на пилотную серию составили $20 млн долларов, из которых лишь четвертая часть ушла на реальные декорации, костюмы и зарплаты, а остальное — на айтишников. Однако особенность сериалов в том, что одни и те же трехмерные модели можно использовать на протяжении нескольких сезонов: каждая следующая серия стоит относительно недорого, и в конечном итоге затраты себя вполне окупают. Судя по тому, что ранее этот же телеканал таким же образом снимал сериал Рим, можно сказать, что это новая тенденция для кинобизнеса.
Невольно вспоминается фильм Generation П, по сюжету которого главный герой работает в компании, создающей виртуальные образы политиков с помощью сверхмощного компьютера. Причем чем выше пост виртуального политика, тем лучше 3D-графика, а миром правят киношники и айтишники, прорабатывающие персонажей. В специальном съемочном павильоне снимают на камеру облепленного датчиками человека, которого называют «скелетом». Потом на его изображение накладывают цифровую модель политика. Понятное дело, что это лишь фантазия. Пока что...
Дело в том, что с развитием технологий такой вариант развития событий вполне может стать реальностью в ближайшем будущем. Сымитировать человека с точностью до малейшей детали в данный момент еще не удавалось никому, а вот совмещать на видео живых людей с неживыми предметами современные мастера спецэффектов умеют великолепно. Дошло до того, что режиссеры уже предпочитают вместо изготовления реальных декораций использовать для фона трехмерные модели, а современная съемочная площадка выглядит, как небольшой павильон, затянутый синим или зеленым фоном, на котором актеры делают вид, что находятся на месте событий, описанных в сценарии.
Кинорежиссеры. Создают на основе игры актеров трехмерные персонажи и переносят их в другие миры
Более того, в шуточной фразе: «А ты в мультфильмах не снимался?» — осталась лишь доля шутки — персонажей современных мультфильмов играют актеры, после чего снятое видео оцифровуется и на его основе создаются мультяшные герои. Что же будет дальше?
Мы «заглянули» на съемочные площадки современных фильмов, чтобы разобраться в секретах их производства.
ТЕХНОЛОГИЯ: ЗАХВАТ ДВИЖЕНИЯ
Актеры. Похожи на чудовищ после компьютерной обработки
Технология создания нереальных событий называется Motion capture (от англ. — захват движения). Ее суть в том, что на актера надевают костюм с датчиками-маркерами и он производит движения по сценарию — встает в условленные позы, имитирует реальные действия (например, столкновение с препятствием, бег, прыжок). Данные с датчиков фиксируются камерами и поступают в компьютер, где сводятся в единую трехмерную модель, точно воспроизводящую движения актера. Интересно, что этим же методом воспроизводится мимика актера — точно такие же маркеры, как на одежде, закрепляют на мышцах лица. К полученному трехмерному изображению цепляют текстуры, изображающие одежду или, в зависимости от сценария, кожный покров, шерсть, металлический костюм либо другое покрытие.
Спецкостюмы. Покрыты маркерами для захвата движений актеров
Вторая технология — безмаркерная. В отличие от маркерной технологии, когда актер играет в сером либо черном костюме, облепленном датчиками, актера одевают в костюм (естественно, подобранный в соответствии со сценарием). Отснятое видео перегоняют через программу, создающую цифровую модель.
Стоимость съемок впечатляет. К примеру, третья часть «Пиратов Карибского моря» обошлась в $250 млн. А «Джон Картер» стоил $350 млн. Высокая цена связана с тем, что нужно задействовать порядка тысячи высокооплачиваемых ИТ-специалистов, которые прорисовывают каждую сцену в течение нескольких месяцев. Кроме того, часто для съемок создают спецтехнику для имитации фантастических животных. Да и актерам, и съемочной группе платить надо больше, чем при обычной съемке ввиду сложности задачи.
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ «ДЖОН КАРТЕР»
Тота сыграл колесный робот
Несмотря на то, что этот фильм провалился в прокате (говорят, из-за неудачной рекламной кампании), при его создании использовали все существующие технологии создания эффектов.
Животные. Хотя марсианских лошадей-тотов рисовали на компьютере, макет был создан на основе четырехколесных роботов. «Собака» и «обезьяна» смоделированы на компьютере от начала до конца.
Тарки. Обитателей Марса-Барзума моделировали с помощью уже описанной технологии захвата движения. Для этого актеров в костюмах с маркерами заставили ходить на ходулях. Но возникли сложности с имитацией четырехрукости — в фильме тарки большую часть времени прячут вторую пару рук за спиной.
Марсиан — люди на ходулях
Города. Руины инопланетного города были полностью выполнены на компьютерах. Остальные здания также. Актеры же играли на самом деле в павильонах, завешанных зеленым фоном.
Ландшафты. За основу взяли виды земной пустыни, где и происходили съемки. Но ее слегка подправили на компьютере. Аналогично и с рекой.
ФОКУС: ФОН ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
На экране. Пляж выглядит полностью заполненным отдыхающими
На компьютере для удешевления съемок создают не только фантастические виды, но и заменяют визуализацией обычные декорации. Яркий пример — телесериал «Преступная империя» (телеканал HBO), где полностью воссоздали город Атлантик-Сити (США) 20—30-х годов большей частью на комппьютере. Причем настолько реалистично, что никто из зрителей не заметил подвоха до тех пор, пока создатели сериала не признались в этом сами. Сымитированы люди, прогуливающиеся по набережной и отдыхающие на пляже, большая часть зданий, океан, предметы интерьера, пароход, автомобили — реально камера захватила лишь синий фон, на который потом наложили изображения, а сами съемки проходили в относительно небольшом павильоне.
В реальности. В сцене снималось всего лишь несколько человек
Однако использование компьютерной графики в таких масштабах сделало сериал очень дорогим (для этого жанра) — по словам режиссера сериала Мартина Скорсезе, затраты только на пилотную серию составили $20 млн долларов, из которых лишь четвертая часть ушла на реальные декорации, костюмы и зарплаты, а остальное — на айтишников. Однако особенность сериалов в том, что одни и те же трехмерные модели можно использовать на протяжении нескольких сезонов: каждая следующая серия стоит относительно недорого, и в конечном итоге затраты себя вполне окупают. Судя по тому, что ранее этот же телеканал таким же образом снимал сериал Рим, можно сказать, что это новая тенденция для кинобизнеса.