Выключите телевизор!
О вреде телевидения для детей говорится много. Но так ли все страшно на самом деле? Собрав мнения психологов, мы попытались найти ответ на этот вопрос.
Начнем с резюме. Детям младше десяти лет телевизор смотреть нельзя. Не пугайтесь: можно - мультфильмы и фильмы, проверенные родителями. Новый мультфильм или фильм обязательно смотреть в компании взрослого, который прокомментирует происходящее, ответит на вопросы ребенка и разъяснит действия персонажей.
Ребенок младше десяти лет усваивает всю информацию, которая к нему поступает. Будь то собственные наблюдения, рассказы родителей, друзей, воспитателей и учителей, услышанное или прочитанное в книге или увиденное на экране — ребенок не знает, что хорошо, а что плохо. Он верит всему.
С одинаковой благодарностью ребенок усвоит и то, что отнести гостинец старенькой больной бабушке — хорошо. И что мама, отпускающая маленькую дочку одну в темный лес, — нормально. И это из относительно безобидной сказки. А что транслирует современное телевидение? Думаем, что пояснения излишни: даже взрослому подчас нелегко разобраться в том, какая информация, льющаяся с телеканалов, правдива, а что — заведомая ложь. Что уж говорить о ребенке.
Что же делать?
Фильтровать источники информации.
В семье должно быть правило: никакого телевизора «фоном». Даже взрослого человека можно посредством телевизора запрограммировать на неадекватное восприятие жизни. Ребенок в несколько раз более восприимчив к внушению, особенно к тому, что подано красочно и привлекательно. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок мечтал купить все рекламируемые игрушки? Или вам важнее, чтобы он ценил дружбу, верность и взаимопомощь и не стремился к удовлетворению от жизни посредством покупки ненужных вещей?
Интернет должен быть под строгим родительским контролем. В норме компьютер должен стоять в общей или родительской комнате, но не в комнате ребенка. Нужна информация для учебы — пожалуйста, приходи и ищи. Хочешь общаться с друзьями — никто не будет запрещать или проверять, о чем ты с ними говоришь, но только ограниченное время. И глаза будут здоровее, и некогда будет часами бесконтрольно «висеть» в интернете, превращая свой мозг в подобие жвачки. Кстати, такой подход укрепит доверие ребенка родителям: если ты можешь обсуждать любые темы с приятелями в чатах, а родители не проверяют содержание твоих разговоров, это ценно.
Предложите ребенку альтернативные источники информации. Подавайте пример. Пусть вместо телевизора и интернета ребенок имеет неограниченный доступ к книгам, как обычным, так и аудио-. К слову, знаете ли вы, что дети, умеющие слушать аудиокниги, имеют прекрасную память и развитое критическое мышление? Телевизионные программы адаптированы под пассивное получение информации, тогда как чтение и восприятие книг в аудиоформате заставляет мозг развиваться.
Замените семейные просмотры телепрограмм совместными играми. Пусть полчаса в день, но вы будете играть в настольные игры, а в хорошую погоду — выходить на недолгую прогулку, обсуждать каждую увиденную мелочь и фантазировать. Умение находить интересное — труд, и чем раньше ребенок привыкнет «шевелить извилинами», тем успешнее он будет учиться и строить карьеру.
Телевизор — не зло сам по себе. Зло — винегрет, который он помещает в голову человека с незрелой психикой. Не надо выкидывать телевизор. В конце концов он может быть неплохой деталью интерьера, да и смотреть хороший фильм с диска на телевизионном экране приятнее, чем на компьютерном. Сделать нужно одно: выключить поток нефильтрованной информации.
Начнем с резюме. Детям младше десяти лет телевизор смотреть нельзя. Не пугайтесь: можно - мультфильмы и фильмы, проверенные родителями. Новый мультфильм или фильм обязательно смотреть в компании взрослого, который прокомментирует происходящее, ответит на вопросы ребенка и разъяснит действия персонажей.
Ребенок младше десяти лет усваивает всю информацию, которая к нему поступает. Будь то собственные наблюдения, рассказы родителей, друзей, воспитателей и учителей, услышанное или прочитанное в книге или увиденное на экране — ребенок не знает, что хорошо, а что плохо. Он верит всему.
С одинаковой благодарностью ребенок усвоит и то, что отнести гостинец старенькой больной бабушке — хорошо. И что мама, отпускающая маленькую дочку одну в темный лес, — нормально. И это из относительно безобидной сказки. А что транслирует современное телевидение? Думаем, что пояснения излишни: даже взрослому подчас нелегко разобраться в том, какая информация, льющаяся с телеканалов, правдива, а что — заведомая ложь. Что уж говорить о ребенке.
Что же делать?
Фильтровать источники информации.
В семье должно быть правило: никакого телевизора «фоном». Даже взрослого человека можно посредством телевизора запрограммировать на неадекватное восприятие жизни. Ребенок в несколько раз более восприимчив к внушению, особенно к тому, что подано красочно и привлекательно. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок мечтал купить все рекламируемые игрушки? Или вам важнее, чтобы он ценил дружбу, верность и взаимопомощь и не стремился к удовлетворению от жизни посредством покупки ненужных вещей?
Интернет должен быть под строгим родительским контролем. В норме компьютер должен стоять в общей или родительской комнате, но не в комнате ребенка. Нужна информация для учебы — пожалуйста, приходи и ищи. Хочешь общаться с друзьями — никто не будет запрещать или проверять, о чем ты с ними говоришь, но только ограниченное время. И глаза будут здоровее, и некогда будет часами бесконтрольно «висеть» в интернете, превращая свой мозг в подобие жвачки. Кстати, такой подход укрепит доверие ребенка родителям: если ты можешь обсуждать любые темы с приятелями в чатах, а родители не проверяют содержание твоих разговоров, это ценно.
Предложите ребенку альтернативные источники информации. Подавайте пример. Пусть вместо телевизора и интернета ребенок имеет неограниченный доступ к книгам, как обычным, так и аудио-. К слову, знаете ли вы, что дети, умеющие слушать аудиокниги, имеют прекрасную память и развитое критическое мышление? Телевизионные программы адаптированы под пассивное получение информации, тогда как чтение и восприятие книг в аудиоформате заставляет мозг развиваться.
Замените семейные просмотры телепрограмм совместными играми. Пусть полчаса в день, но вы будете играть в настольные игры, а в хорошую погоду — выходить на недолгую прогулку, обсуждать каждую увиденную мелочь и фантазировать. Умение находить интересное — труд, и чем раньше ребенок привыкнет «шевелить извилинами», тем успешнее он будет учиться и строить карьеру.
Телевизор — не зло сам по себе. Зло — винегрет, который он помещает в голову человека с незрелой психикой. Не надо выкидывать телевизор. В конце концов он может быть неплохой деталью интерьера, да и смотреть хороший фильм с диска на телевизионном экране приятнее, чем на компьютерном. Сделать нужно одно: выключить поток нефильтрованной информации.