онлайн казино Украины

Крымчанам обещают помочь устроить «особенных» малышей в детсады

Крымчанам обещают помочь устроить «особенных» малышей в детсадыПопробуйте предложить любой маме с малышом-дошколенком изолировать ее ребенка от других детей. Конечно, она возмутится: что же это за детство без игр со сверстниками, друзей, детского сада, в конце концов?! Между тем именно в этом часть нашего общества фактически отказывает малышам, которым не посчастливилось, как остальным, родиться и расти здоровыми. Можно вспомнить череду скандалов в разных регионах Украины, где детей-инвалидов отказывались принимать в детские сады, случалось, родители настаивали на удалении этих ребятишек из групп, порой возмущение мам и пап подогревали сами работники садов.

Ничего удивительного, что многие родители детей-инвалидов даже не помышляют об устройстве своего ребенка в детский сад. И дело не только в тревоге о том, каково будет их малышу среди детей, достанет ли у педагогов внимания и такта, чтобы он чувствовал себя свободно. Мамы и папы уверены, что столкнутся с категорическим отказом на этапе общения с руководителем сада, услышат, что «для таких детей нет условий» и совет сидеть дома или обратиться в специализированную группу другого дошкольного детского учреждения. Между тем законодательство Украины гарантирует каждому ребенку право на посещение детского сада, и состояние его здоровья вовсе не аргумент, чтобы отказать в этом.

Специальные и коррекционные

В Крыму, по данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта, насчитывается 5468 детей с инвалидностью, чуть больше 4 тысяч из них с особыми образовательными потребностями, то есть они нуждаются в дополнительных условиях, которые помогут им пройти те же этапы обучения, что и здоровым сверстникам. К примеру, ребенок с сахарным диабетом имеет инвалидность, но ему специальные условия в саду не требуются, а для его сверстника с ДЦП недоступно само здание.

Дошкольников среди детей с особыми образовательными потребностями 1178 человек (больше всего их в Симферополе и Керчи). В Крыму, конечно, есть специализированные (коррекционные) группы, их 174, и они находятся в 61 учебном заведении автономии. Стоит отметить, что инвалидность имеют далеко не все маленькие посетители коррекционных групп. Например, в тех, где специалисты занимаются исправлением дефектов речи (их 95 в 44 крымских садах), могут быть и вполне здоровые дети, которым на этом этапе жизни потребовалась помощь логопеда. Групп для детей с нарушением зрения в Крыму 26 и столько же для маленьких крымчан с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Еще 22 группы в разных детсадах предназначены для детей с задержкой психического развития и всего 5 для ребятишек с нарушением интеллектуального развития. Всего группы специального и коррекционного назначения посещают более 2,9 тыс. малышей.

Немало родителей по разным причинам хотели бы, чтобы их дети ходили в самые обычные детские сады. Иногда семья живет на значительном расстоянии от дошкольного учреждения, где есть специальная или коррекционная группа, и доставлять туда ребенка очень неудобно. Иногда спецгрупп «по профилю» в городе, райцентре или селе просто нет. Например, в Джанкое в 4 группах детсадов занимаются дети с нарушением речи, а для других маленьких горожан с особенностями физического и психического развития спецгруппы не предусмотрены. Такая же ситуация в Симферопольском, Бахчисарайском, Ленинском районах. А в садах нескольких районов Крыма даже об этой малости речь не идет.

Неодинаковы, но равны

Впрочем, сама идея создания отдельных детсадов или концентрации в них спецгрупп, считает начальник управления по делам детей и социальной защите детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК Сергей Трифанов, это не выход. Ведь, судя по итогам опроса, проведенного специалистами Минобразования АРК, до 80% родителей детей-инвалидов хотели бы, чтобы их ребенок посещал обычные детсады и школы. Сейчас по всему Крыму, рассказал Сергей Трифанов, идет большая работа с семьями, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями. «Когда будет собрана полная база данных о них, о том, какого рода заболеваниями они страдают, о пожеланиях родителей относительно устройства в то или иное дошкольное или общеобразовательное учебное заведение, начнется работа с конкретными детскими садами и школами, — пояснил он. — Сбор сведений должен быть закончен до 15 марта, чтобы перейти к практике. По каждому ребенку будет собрана полная информация, в каких образовательных услугах он нуждается. Почему родители детей-инвалидов зачастую так упорно настаивают на устройстве в обычную группу, в обычный детсад? Да потому что понимают, насколько быстро в такой среде развиваются навыки общения, взаимодействия с ровесниками». Человеку свойственно боятся того, чего он не знает. Поэтому очень важно грамотно и верно сориентировать родителей тех малышей, в чью группу попадет ребенок с особенностями физического или психического развития, развеять опасения. Самые распространенные страхи такие: «будут проблемы из-за обычных детских ссор, случайных стычек», «ребенок-инвалид будет отвлекать на себя внимание воспитателя», «мой ребенок будет видеть чужой изъян и страдать от этого». Это нужно обсуждать, отталкиваясь от аксиомы, что все дети равны.

В Симферополе уже есть очень хороший опыт в детском саду «Барвинок» №66. Когда в 2009 году туда пришла первая мама с просьбой принять ребенка с синдромом Дауна, воспитатели не так уж много знали об особенностях развития таких детей. Но маме не отказали. Сейчас здесь двое таких ребят, а еще они есть в симферопольском саду №21 и бахчисарайском №6.

Места найдутся?

Не секрет, что в крымских городах жесточайший дефицит мест в детских садах. Как в эту реальность впишется право детей-инвалидов на дошкольное образование? Ведь отказать в приеме могут под самым обычным предлогом: нет мест. Возможно, в Крыму появится практика резервирования мест для детей с особенностями развития. «Есть постановление Кабмина Украины о порядке реализации инклюзивного образования, где прописано, что в группе сада в 15 человек может быть до 3 детей-инвалидов, — сообщил Сергей Трифанов. — У директоров дошкольных учреждений не будет выбора: принять или не принять такого ребенка, речь может идти только о том, как прямо сейчас обеспечить его пребывание в саду. Мы готовы к любым вариантам: для колясочника нет доступа на второй этаж — значит, должно быть место в группе на первом; есть в группе 2 — 3 ребенка-инвалида, зависимых от посторонней помощи, — рассмотрим вопрос о ставке ассистента воспитателя в группе либо о привлечении волонтеров».

Первым шагом родителей, считающих, что их ребенку с особенными потребностями будет лучше в детском саду, должна быть консультация в Крымском республиканском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Именно там разговор приобретает предметный характер, находится компромисс между желанием родителей и реальностью. Скажем, им хотелось бы, чтобы с ребенком занимался логопед или дефектолог, тогда нужно выяснить, есть ли в ближайших садах по месту жительства такие специалисты. Или, может быть, уже облюбован конкретный сад, но там открещиваются от «особенного» ребенка. В Крыму уже утверждены 25 базовых инклюзивных дошкольных учреждений, где вместе с обычными детьми будут находиться и «особенные». Речь не идет о том, что только их станут рекомендовать родителям детей-инвалидов. Предполагается, что при каждом из них будут созданы консультативные пункты для крымчан, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, которые пока не посещают детсады. Такая помощь очень важна для мам и пап, которые уже осознали, что мир ребенка не должен ограничиваться домом или квартирой. Каждый год Минобразования АРК планирует анализировать, сколько детей-инвалидов нуждаются в местах в детских садах, где и как можно улучшить условия их пребывания, насколько и где необходимо создать инклюзивные группы. Это очень большая работа, и наверняка не обойдется без недопонимания, оплошностей, просчетов. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.


Источник: http://invak.info

Новости Красота и здоровье

Похожие публикации


Наверх