Дорога «К чуду» оказалась неровной
Крики «бу!» слышались после показа «Древа жизни» в Канне, но еще отчетливее журналисты выражали свой протест по окончании первого показа нового проекта Терренса Малика «К чуду» с Ольгой Куриленко в главной роли. Фильм вышел всего через полтора года после последней картины внезапно ускорившегося мэтра и являет собой практически ее ремейк.
В день открытия Венецианского фестиваля стало известно, что из «К чуду» полностью вырезаны роли многих актеров. Жертвами монтажа Малика в свое время пали Кристофер Пламмер и Эдриан Броуди, но фильм, показанный сегодня на Лидо, станет рекордсменом по количеству удаленных звезд. Рейчел Вайс, Майкл Шин, Аманда Пит и Бэрри Пеппер — все они принимали участие в съемках, но от их героев в «К чуду» не осталось и следа. «Так работает Терренс, — оправдывается инсайдер, причастный к созданию фильма. — Главное для него — история».
С историей в «К чуду» происходят иногда совершенно удивительные вещи. Первая половина картины поразительно внятная, но во второй части действие мечется между разными жизненными отрезками героев, причем так, что иногда не успеваешь осознать, что именно произошло с украинкой Мариной (Ольга Куриленко), почему ее возлюбленный Нил (Бен Аффлек) постоянно переезжает, куда делась блондинка Джейн (Рэйчел МакАдамс) и почему отец Куинтана (Хавьер Бардем, чье появление на экране в образе священника вызвало нездоровый смех в зале) продолжает причинять людям добро, несмотря на кризис веры.
«К чуду» начинается с идиллических кадров зарождения отношений Марины и Нила. Они дурачатся в поезде, гуляют по Парижу, бродят по острову Мон-Сен-Мишель, заглядывая в аббатство, что зовется Merveille, то есть «Чудо» (отсюда и название фильма). Марина вышла замуж в 16 лет, родила дочь, а спустя два года стала матерью-одиночкой: муж-француз предпочел жить с другой. «Я думала, что никогда снова не полюблю», — размышляет за кадром на французском Марина. Порой ей на английском вторит Нил, также уверенный, что нашел свою настоящую любовь. Марина с десятилетней дочерью переезжают к Нилу в Оклахому, где он ходит по строительным площадкам в каске (чтобы узнать, кем именно работает герой, нужно заглянуть в пресс-релиз, которого у зрителя, увы, не будет).
Марине нравятся американские просторы, но постепенно ее отношения с любимым увядают. Девушка пытается найти ответ на свои вопросы в церкви, где отец Куинтана рассказывает о вере, любви и смирении. Но ситуация усложняется. Дочь требует вернуться во Францию, где остались друзья, Нил почему-то не хочет жениться, виза заканчивается. Мать с дочерью уезжают в Европу, а герой Бена Аффлека встречает свою давнюю подругу Джейн. Они влюбляются друг в друга, но их отношения долго не проживут: Марина вернется из Парижа.
Камера Эммануэля Любецки прилежно фиксирует красоты туристического Парижа, улыбающуюся и пританцовывающую Ольгу Куриленко, смурного Бена Аффлека, скорбящего о несправедливости мира Хавьера Бардема, закаты, восходы, табуны лошадей, пшеницу, черепах в море, приливы, отливы, детей, бескрайние поля, залитые солнцем дома и вспахивающие землю экскаваторы. Добавьте к этому закадровый голос — и получится «Древо жизни», но без динозавров и Шона Пенна. Куриленко (которая изумительно естественно смотрится в кадре) и Аффлек (ему все же больше идет быть режиссером) разыгрывают все те же сцены, что и Брэд Питт с Джессикой Честейн в «Древе жизни» за вычетом детей. Как раз за это лента и подверглась резкой критике.
КиноПоиск смотрел фильм по соседству с режиссером «Елизаветы» Шекхаром Капуром и постановщиком «Монстро» Мэттом Ривзом. Если Капур проспал некоторую часть картины, то Ривз стойко смотрел ленту, а на выходе сказал: «Первая часть отлично, а вот во второй я совсем запутался». Надо сказать, что зрители запутались не меньше, ведь программный директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера перед открытием Мостры сообщил, что «К чуду» — фильм об экономическом кризисе! Тщетно мы искали хоть один намек на кризис в ленте Терренса Малика, но так и не нашли.
Пресс-конференция «К чуду» не может сравниться по популярности со вчерашним «Мастером»: зал наполовину пустовал. Журналистов можно понять: Терренс Малик сам никогда не появляется перед прессой. Хавьер Бардем сейчас снимается в фильме Ридли Скотта «Советник», тогда как Бен Аффлек готовится к релизу «Арго», поэтому актеры не смогли приехать в Венецию. Из звезд присутствовала только Ольга Куриленко, но фактически она является главной героиней фильма. Первым делом журналисты поинтересовались, почему на сайте фестиваля нет никаких видеоматериалов к фильму. «Мы хотим, чтобы фильмы Теренса говорили сами за себя и пошли на это сознательно, — сообщил продюсер Николас Гонда. — Лучше воспринимать его фильмы без каких бы то ни было представлений о них».
Продюсер Сара Грин считает, что самой мистической силой в мире является любовь, а «К чуду» — история двух людей, которые любят друг друга, но не могут быть вместе. «Мне кажется, каждый поймет этот фильм по-своему, — добавляет Грин. — Но я лично считаю, что нашим героям лучше жить друг без друга, но при этом их любовь крепнет». «Развод еще не означает, что люди разлюбили друг друга, — подхватывает Ольга Куриленко. — Люди расходятся по множеству причин. Уверена, со многими из вас это случалось. Любовь моей героини вечная. Я знаю, что она будет любить его до конца жизни, и лишь благодаря этой любви моя героиня жива».
Прозвучал и совершенно закономерный вопрос о том, почему пресс-релиз располагает сведениями о фильме, полностью отсутствующими на экране. В частности, только там можно узнать, что героиня Куриленко родом из Украины, а герой Аффлека — писатель, который из-за краха своей мечты вынужден работать на стройке. Зачем нужна эта информация? Отвечал Николас Гонда: «Поскольку вы будете писать о картине, то пресс-релиз поможет вам лучше понять бэкграунд персонажей, раз уж в фильме это не уточнено».
Для лучшего понимания персонажа Терренс Малик попросил Бена Аффлека почитать книги Достоевского. Не избежала этой участи и Ольга. «Мне пришлось перечитать три великие русские книги: «Братьев Карамазовых», «Идиота» и «Анну Каренину». У меня было три месяца на это. Я читала эти книги в детстве, но ничего не поняла тогда. Думаю, что к этим книгам надо возвращаться раз в десятилетие, и каждый раз будешь находить что-то новое».
Добавим, что Аффлек, готовясь к роли, пересматривал фильмы с Гэри Купером. своего Нила он называет «молчаливым центром фильма» и не ошибается: он произносит всего несколько слов в кадре и за кадром. Зато за пару дней до венецианской премьеры картины актер заявил следующее: «На фоне «К чуду» «Древо жизни» вам покажется «Трансформерами». Здесь Бен тоже не лукавит: картина медитативная, медленная, но, как и «Древо жизни», безумно красивая. Стоит ли идти на «К чуду», каждый зритель решит для себя. Но дорога покажется слишком знакомой.
В день открытия Венецианского фестиваля стало известно, что из «К чуду» полностью вырезаны роли многих актеров. Жертвами монтажа Малика в свое время пали Кристофер Пламмер и Эдриан Броуди, но фильм, показанный сегодня на Лидо, станет рекордсменом по количеству удаленных звезд. Рейчел Вайс, Майкл Шин, Аманда Пит и Бэрри Пеппер — все они принимали участие в съемках, но от их героев в «К чуду» не осталось и следа. «Так работает Терренс, — оправдывается инсайдер, причастный к созданию фильма. — Главное для него — история».
С историей в «К чуду» происходят иногда совершенно удивительные вещи. Первая половина картины поразительно внятная, но во второй части действие мечется между разными жизненными отрезками героев, причем так, что иногда не успеваешь осознать, что именно произошло с украинкой Мариной (Ольга Куриленко), почему ее возлюбленный Нил (Бен Аффлек) постоянно переезжает, куда делась блондинка Джейн (Рэйчел МакАдамс) и почему отец Куинтана (Хавьер Бардем, чье появление на экране в образе священника вызвало нездоровый смех в зале) продолжает причинять людям добро, несмотря на кризис веры.
«К чуду» начинается с идиллических кадров зарождения отношений Марины и Нила. Они дурачатся в поезде, гуляют по Парижу, бродят по острову Мон-Сен-Мишель, заглядывая в аббатство, что зовется Merveille, то есть «Чудо» (отсюда и название фильма). Марина вышла замуж в 16 лет, родила дочь, а спустя два года стала матерью-одиночкой: муж-француз предпочел жить с другой. «Я думала, что никогда снова не полюблю», — размышляет за кадром на французском Марина. Порой ей на английском вторит Нил, также уверенный, что нашел свою настоящую любовь. Марина с десятилетней дочерью переезжают к Нилу в Оклахому, где он ходит по строительным площадкам в каске (чтобы узнать, кем именно работает герой, нужно заглянуть в пресс-релиз, которого у зрителя, увы, не будет).
Марине нравятся американские просторы, но постепенно ее отношения с любимым увядают. Девушка пытается найти ответ на свои вопросы в церкви, где отец Куинтана рассказывает о вере, любви и смирении. Но ситуация усложняется. Дочь требует вернуться во Францию, где остались друзья, Нил почему-то не хочет жениться, виза заканчивается. Мать с дочерью уезжают в Европу, а герой Бена Аффлека встречает свою давнюю подругу Джейн. Они влюбляются друг в друга, но их отношения долго не проживут: Марина вернется из Парижа.
Камера Эммануэля Любецки прилежно фиксирует красоты туристического Парижа, улыбающуюся и пританцовывающую Ольгу Куриленко, смурного Бена Аффлека, скорбящего о несправедливости мира Хавьера Бардема, закаты, восходы, табуны лошадей, пшеницу, черепах в море, приливы, отливы, детей, бескрайние поля, залитые солнцем дома и вспахивающие землю экскаваторы. Добавьте к этому закадровый голос — и получится «Древо жизни», но без динозавров и Шона Пенна. Куриленко (которая изумительно естественно смотрится в кадре) и Аффлек (ему все же больше идет быть режиссером) разыгрывают все те же сцены, что и Брэд Питт с Джессикой Честейн в «Древе жизни» за вычетом детей. Как раз за это лента и подверглась резкой критике.
КиноПоиск смотрел фильм по соседству с режиссером «Елизаветы» Шекхаром Капуром и постановщиком «Монстро» Мэттом Ривзом. Если Капур проспал некоторую часть картины, то Ривз стойко смотрел ленту, а на выходе сказал: «Первая часть отлично, а вот во второй я совсем запутался». Надо сказать, что зрители запутались не меньше, ведь программный директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера перед открытием Мостры сообщил, что «К чуду» — фильм об экономическом кризисе! Тщетно мы искали хоть один намек на кризис в ленте Терренса Малика, но так и не нашли.
Пресс-конференция «К чуду» не может сравниться по популярности со вчерашним «Мастером»: зал наполовину пустовал. Журналистов можно понять: Терренс Малик сам никогда не появляется перед прессой. Хавьер Бардем сейчас снимается в фильме Ридли Скотта «Советник», тогда как Бен Аффлек готовится к релизу «Арго», поэтому актеры не смогли приехать в Венецию. Из звезд присутствовала только Ольга Куриленко, но фактически она является главной героиней фильма. Первым делом журналисты поинтересовались, почему на сайте фестиваля нет никаких видеоматериалов к фильму. «Мы хотим, чтобы фильмы Теренса говорили сами за себя и пошли на это сознательно, — сообщил продюсер Николас Гонда. — Лучше воспринимать его фильмы без каких бы то ни было представлений о них».
Продюсер Сара Грин считает, что самой мистической силой в мире является любовь, а «К чуду» — история двух людей, которые любят друг друга, но не могут быть вместе. «Мне кажется, каждый поймет этот фильм по-своему, — добавляет Грин. — Но я лично считаю, что нашим героям лучше жить друг без друга, но при этом их любовь крепнет». «Развод еще не означает, что люди разлюбили друг друга, — подхватывает Ольга Куриленко. — Люди расходятся по множеству причин. Уверена, со многими из вас это случалось. Любовь моей героини вечная. Я знаю, что она будет любить его до конца жизни, и лишь благодаря этой любви моя героиня жива».
Прозвучал и совершенно закономерный вопрос о том, почему пресс-релиз располагает сведениями о фильме, полностью отсутствующими на экране. В частности, только там можно узнать, что героиня Куриленко родом из Украины, а герой Аффлека — писатель, который из-за краха своей мечты вынужден работать на стройке. Зачем нужна эта информация? Отвечал Николас Гонда: «Поскольку вы будете писать о картине, то пресс-релиз поможет вам лучше понять бэкграунд персонажей, раз уж в фильме это не уточнено».
Для лучшего понимания персонажа Терренс Малик попросил Бена Аффлека почитать книги Достоевского. Не избежала этой участи и Ольга. «Мне пришлось перечитать три великие русские книги: «Братьев Карамазовых», «Идиота» и «Анну Каренину». У меня было три месяца на это. Я читала эти книги в детстве, но ничего не поняла тогда. Думаю, что к этим книгам надо возвращаться раз в десятилетие, и каждый раз будешь находить что-то новое».
Добавим, что Аффлек, готовясь к роли, пересматривал фильмы с Гэри Купером. своего Нила он называет «молчаливым центром фильма» и не ошибается: он произносит всего несколько слов в кадре и за кадром. Зато за пару дней до венецианской премьеры картины актер заявил следующее: «На фоне «К чуду» «Древо жизни» вам покажется «Трансформерами». Здесь Бен тоже не лукавит: картина медитативная, медленная, но, как и «Древо жизни», безумно красивая. Стоит ли идти на «К чуду», каждый зритель решит для себя. Но дорога покажется слишком знакомой.