онлайн казино Украины

Ушла из жизни сценарист и режиссер Нора Эфрон

Сценаристка фильмов «Когда Гарри встретил Салли» и «Силквуд», постановщица классики романтического кино «Неспящие в Сиэтле», драматург и колумнист Нора Эфрон скончалась на 72-м году жизни. В последнее время Эфрон страдала от миелолейкоза, но не рассказывала о своей болезни.

Два года назад на церемонии вручения премий гильдии сценаристов Стивен Спилберг сказал: «Нора знает, как легко рассмешить нас и как заставить плакать. Она умела находить комедию в людях и делала это без туалетного юмора». С режиссером «Индианы Джонса» трудно поспорить. Эфрон была матерью романтической комедии. Сейчас сложно представить, каким был бы этот жанр без нее.

Чувство юмора Норы принесло ей работу в New York Post. В начале 1960-х Эфрон вместе со своими друзьями начала издавать сатирическую газету. Пародии на колумнистов New York Post привлекли внимание ее издателя Дороти Шифф, и она пригласила Нору работать журналистом. Работая в Post, Эфрон писала материалы для журналов New York, Esquire и The New York Times Magazine. Работа репортера принесла будущему режиссеру славу: Эфрон причисляли к движению «новой журналистики», где личный голос автора становился частью истории. Постепенно Эфрон становилась самой популярной юмористкой Америки. Ее эссе, зачастую рассказывающие о сексе, пище и Нью-Йорке, впоследствии были изданы тремя книгами, причем уже самый первый сборник, вышедший в 1970 году, стал бестселлером.

В середине 1970-х Нора была замужем на журналистом Карлом Бёрнстином, который вместе со своим коллегой Бобом Вудвордом раскопал историю с нелегальным прослушиванием предвыборного штаба Демократической партии США, ставшую известной как Уотергейтский скандал. Когда режиссер Алан Дж. Пакула готовился снимать триллер «Вся президентская рать», Бёрнстин и Вудворд были сценаристами проекта. Журналистам категорически не нравился сценарий, поэтому Карл попросил супругу переписать его. Несмотря на то что работа Норы в результате не стала основой для фильма, этот сценарий оказался в Голливуде и перевел карьеру Эфрон в новое русло — ей предложили писать сценарии на телевидении.

Когда Нора продала свой первый сценарий для полнометражного фильма, в голливудских студиях было очень мало женщин на ключевых позициях. Эта ситуация медленно менялась, и только благодаря этому Эфрон смогла писать то, что считала нужным, а впоследствии и экранизировать свои работы.

За сценарий к «Силквуду» с Мэрил Стрип Эфрон получила номинацию на премию «Оскар», но не драмы сделали ее известной в кино, а романтические комедии, которые Нора сочиняла с невероятной любовью к своим персонажам. Успех на этом поприще пришел с картиной Роба Райнера «Когда Гарри встретил Салли». История о том, могут ли мужчина и женщина оставаться друзьями на протяжении многих лет, по сей день является классикой жанра. Эфрон несколько лет работала над сценарием, интервьюировала Райнера и почти всех мужчин, занятых в проекте, чтобы лучше понять характер своего главного героя.

Спустя три года после «Гарри и Салли» Нора Эфрон дебютировала в режиссуре картиной «Это моя жизнь», но настоящий успех на этом поприще ей принесла лента «Неспящие в Сиэтле», объединившая на экране королеву романтических комедий Мэг Райан и Тома Хэнкса, постепенно набиравшего вес в Голливуде. Фильм о мальчике, который в поисках мамы и жены для своего отца сводит вместе героев Райан и Хэнкса, стал хитом проката не только в США, но и в мире, заработав в общей сложности 227 миллионов долларов. Интересно, что Хэнкс и Райан до «Сиэтла» снимались вместе (неудачная картина «Джо против вулкана»), но только фильм Норы Эфрон принес дуэту популярность и сделал романтическими иконами кино 1990-х.

Далее Эфрон сняла комедию «Совершенно чокнутый» со Стивом Мартином, провалившуюся в прокате, а также фильм «Майкл» о необычном ангеле в исполнении Джона Траволты; эта картина собрала в прокате почти 120 миллионов.

В 1998-м Эфрон снова объединила на экране Тома Хэнкса и Мэг Райан в ремейке комедии сороковых «Магазинчик за углом». Романтическая лента «Вам письмо» повторила кассовый успех «Неспящих в Сиэтле», заработав 250 миллионов в прокате. Последний фильм режиссера — «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» — принес Мэрил Стрип очередную номинацию на «Оскар».

Еще осенью прошлого года, уже будучи больной, Эфрон начала работать над американской версией сериала «Ожившая книга Джейн Остин». Она писала сценарий для фильма, но что сейчас будет с проектом, пока не известно.

Нора ненавидела выражения «женщина-режиссер» и «кино для девочек». Она была просто режиссером, а на ее фильмы с удовольствием ходили мужчины. И пусть не все ее фильмы были безусловными хитами, Нора Эфрон останется в памяти киноманов как человек, изменивший романтическую комедию и пробивший дорогу в Голливуд многим женщинам.

Похожие публикации


Наверх