
Диалект или суржик?

Этими интереснейшими проблемами занимаются лингвисты и филологи. В некоторых вопросах они достигли согласия, некоторые аспекты речи остались спорными. Но все едины в осуждении так назваемого "просторечья" в Украине, считая его суржиком.
Черниговское наречие |
Наша Черниговская область всегда, еще со времен далеких дедов и прадедов, отличалась своим, особым говором. Как же это? Если наши предки говорили этим наречием еще много веков назад, неужели это суржик? А ведь они говорили именно так, а не тем литературным языком, который считается чистым украинским. И если за «чистый» украинский, т. е. литературный, принят полтавский диалект, то почему наш черниговский хуже? И почему вообще полтавский - это диалект, а черниговский - это уже суржик? Обратимся к словарям. «Диалект - (от греческого dialectos - говор, наречие) разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченной группой людей, связанных территориальной или социальной общностью». «Суржик (от названия суржик — «хлеб или мука из смеси разных видов зерна, например, пшеницы и ржи») — недостаточно изученное языковое образование, включающее элементы украинского языка в соединении с русским»).
Мне кажется, что тот истинный говор нашtго региона, который не искоренился за много веков, надо отличать от суржика в том общепринятом понимании, что суржик -это языковая болезнь, не всегда корректная смесь двух языков.
Кто они, суржиканты?
Считается, что люди, разговаривающие в быту на суржике, не развиты интеллектуально, у них отсутствует высокое духовное самосознание. Но вот возьмем поколение наших бабушек, которые прожили нелегкую жизнь - потеряли мужей на войне или воевали сами, так тяжело растили детей, голодали и работали, работали... Именно они составляли и пели наши национальные колыбельные, вышивали рушники и скатерти, белили хаты и сеяли чернобривцы, калиной и житом украшали столы и окна, а подсолнухи сеяли не только для семечек, но и для красоты, причем даже в самые тяжелые времена. Они не отреклись от истинной веры даже в часы гонений и знали наизусть многие молитвы. И что же? У них нет настоящего глубокого чувства украинской культуры? Или уровень Духовного самосознания у них ниже, чем утех, кто осуждает их за просторечие? А ведь почти все они говорили и говорят именно на нашем местном языке. На местном же языке говорили бабушки Павла Тычины и Александра Довженко, родившихся здесь, на нашей родной земле. Так может, это не суржик, а истинный диалект, которым надо гордиться?
Ведь гордятся англичане кембриджским и оксфордским диалектами. Так почему же мы не гордимся своим черниговским диалектом, а стыдимся его, называем болезнью, просто смешивая в одно целое два совершенно разных понятия - суржик и истинный черниговский говор. Ведь если он существует века, значит, это стабильное языковое образование. А почему не гордиться тем, что является истинно старинным, постоянным, а значит - истинно народным?
А если будем гордиться, а не стыдиться, то будет и патриотизм, и гордость за свой народ и свою страну, и национальный дух, и высокое самосознание.
Я - не лингвист. Я - простой человек. И это всего лишь моя точка зрения на этот вопрос Могу только добавить, что «борщ» - не чисто украинское слово, а произошло из персидского языка, «патр» и «кава» - из египетского, «мапа» - из финикийского. Может, это тоже своего рода суржик?