онлайн казино Украины

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий родился в… Чернигове?

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий родился в… Чернигове?И хотя нынешние историки не очень доверяют своему коллеге, жившему в ХVIII столетии, все они признают - В.Татищев в своих трудах использовал сведения из летописей, не дошедших до нашего времени.

И если будущий владимиро-суздальский и трижды великий князь киевский на самом деле родился в Чернигове, то с большой долей вероятности можно даже предположить, где конкретно это могло произойти!

Скорее всего, этим местом был княжеский терем, построенный отцом Юрия Владимиром Мономахом на своем «Красном дворе» в черниговском Детинце. Он находился между Спасским и Борисоглебским соборами - приблизительно на том месте, где ныне стоит водоосвятная беседка.

Как бы там ни было, Юрий Долгорукий, однако, не очень жаловал свой «родной» город. Дважды он приводил свои войска под стены Чернигова, пытаясь штурмом овладеть им.

Впервые это случилось осенью 1134 г. Тогда как раз с новой силой вспыхнули очередные княжеские разборки между черниговскими Ольговичами и Мономашичами – сыновьями Владимира Мономаха. Великий киевский князь Ярополк Владимирович «иде с братьею своею, и Юрьи, и Андреи на Всеволода на Олговича, и поимаша около города Чернигова села. Всеволод же не изиде противу биться, и еще бо бяху половци не пришли к нему. Ярополк же постоя неколко днии у Чернигова, и възратися в Киев, и распусти вои…». В итоге, добычей нападавших стали только беззащитные села вокруг Чернигова. Судя по всему, Мономашичам особенно ничего более и не нужно было, поэтому выступление Ярополка с братьями Юрием и Андреем в октябре-ноябре к Чернигову выглядит скорее демонстрацией силы - но вместе с тем и превентивной мерой, целю которой было немножко «попугать» черниговского князя Всеволода Ольговича.

Вторая попытка владимиро-суздальского князя овладеть Черниговом была уже куда более серьезной. Она была предпринята осенью 1152 г. К тому времени уже 5 лет как основатель Москвы, Юрий Долгорукий вместе с сыновьями, союзными князьями, их войсками и «всею Половцкой землей» подошел к Чернигову. Его целью было отомстить двум князьям Изяславам – киевскому Мстиславичу и черниговскому Давыдовичу за сожжение ими Городца Остерского (нынешнего Остра), принадлежавшего Юрию. Особенно Юрий Владимирович негодовал по поводу сожжения недружественными князьями его личной «божницы» - Михайловского храма Городца, построенного еще его отцом Владимиром Мономахом и расписанного фресками при самом Юрии. «Я ся тому отожгу противу» - заявлял разгневанный князь, начиная военные действия. Участие в этой, казалось-бы, рядовой усобице большого количества русских и половецких князей позволило историкам смело назвать данный инцидент «Черниговской войной».

Основной удар Юрий решил нанести по Чернигову, где заперлись в ожидании нападения Изяслав Давыдович вместе с союзниками. Владимиро-Суздальского князя не останавливал даже тот факт, что, возможно, это был его родной город – город, где он появился на свет Божий!

Войска созников во главе с Юрием Долгоруким, немного не дойдя до Чернигова, остановились у небольшого городка Гуричева. Летописный Гуричев находился на правом берегу р. Десны в районе с. Бобровицы, что на юго-западной окраине современного Чернигова. Было воскресенье, и приступать к самому Чернигову в тот же день Юрий со своими войсками не решился, дабы не проливать христианскую кровь в праздничный день. На следующий же день, в понедельник, Юрий пустил половцев разорять окрестности Чернигова. Те взяли большой полон, а также сожгли княжеское село Семынь (находилось в центральной части нынешнего города, в районе стадиона им. Ю. А. Гагарина). Затворившиеся в городе князья, опасаясь наступления половецкого войска, приказали всем жителям бежать из Окольного града в Детинец - под защиту его крепостных стен.

«Эвакуация» населения состоялась как нельзя вовремя. На следующее утро к Чернигову подступили основные силы Юрия Долгорукого с союзниками. Вместе с половцами они зажгли Окольный град и Посад - «яко поле чисто около града сотвориша, и тако пришедше, оступиша весь град Чернигов, и пустиша множество стрел, и яко и неба ни видети». Черниговцы же мужественно оборонялись. Уже во время первого приступа к Чернигову был ранен сын Юрия Долгорукого – князь Андрей Юрьевич (Боголюбский): «и збиша его с коня, и едва утече ко отцу… и бысть ранен велми». Однако рана, видимо,оказалась не столь серьезной, так как вскоре Андрей Юрьевич вновь руководил своими войсками непосредственно под стенами города. К этому его вынудили черниговские пешцы, которые стали делать вылазки из города и обстреливать неприятеля из луков.

Андрей с дружиною и половцами атаковал их – «овы избиша, а другыя въгнаша в город». После этого вылазки осажденных прекратились.

Не смотря на кратковременные успехи в локальных единоборствах, сил взять город штурмом у осаждавших не было. Увидев, что «не крепко бьются дружина и половци», Андрей Юрьевич предложил остальным князьям самим руководить своими войсками прямо под городскими стенами, ежедневно сменяя друг друга. Но и это уже не могло оказать существенного влияния на ход военных действий. Черниговцы стояли накрепко. Единственная надежда у нападавших оставалась на то, что горожане не выдержат долгой изнурительной осады, и сдадут город. Однако и она не оправдалась - Изяслав Давыдович еще до начала кампании позаботился о том, чтобы в город свезли продовольствие, оружие и припасы. Поэтому продолжавшаяся 12 дней осада Чернигова не дала абсолютно никаких результатов.

Тем временем из Киева на помощь своему тезке и осажденным черниговцам двинулась рать во главе с киевским князем Изяславом Мстиславичем. Известие о приближении неприятеля вызвало панику в стане Юрия Долгорукого. Первыми, как всегда, побежали половцы, за ними оставили позиции под Черниговом и все русские князья, ставшие уходить в сторону Новгорода-Северского. Соединившись на р.Белоус, киевский и черниговский Изяславы с союзниками решили было преследовать отступающего противника, но затем отказались от этой идеи из-за распутицы, да к тому же еще и начались первые заморозки. Так бесславно завершилась для Юрия Долгорукого почти двухнедельная осада Чернигова.

В то же время, участие в «Черниговской войне» отнюдь не помешало сыну Юрия Долгорукого - Андрею Боголюбскому в 1159 г. за свои средства отремонтировать пришедшие в ветхость строения черниговского Елецкого монастыря. А может, именно он и построил за свои средства главный храм обители - Успенский собор? Поскольку многие исследователи полагают, что каменный храм Успения был возведен в монастыре как раз в начале ІІ пол. ХІІ столетия!

О самом же Юрии Долгоруком нам напоминает ныне существующая алтарная часть Михайловского храма Остра – т.н. Юрьева Божница – единственный сохранившийся памятник эпохи Киевской Руси в области за пределами Чернигова, к тому же имеющий наибольший в области объем древнерусских фресок. Именно в отместку за его сожжение Юрий собственно и начал «Черниговскую войну».

Умер Юрий Долгорукий в Киеве весной 1157 г., и был похоронен в церкви Спаса на Берестове, совсем рядом с Киево-Печерским монастырем. Его жизненный путь в чем-то был наподобие путешествия из Чернигова в Киев транзитом через Москву…

Похожие публикации


Наверх