На Масленицу женщины водили козла
У нас этот праздник сохранил древнюю национальную специфику.
По движению пасхалий Масленица выпадает на последнюю неделю мясоеда и запусти на Великий пост. Последняя неделя мясоеда - сырный. Отсюда и название - Масленица. Праздник этот известен почти всем народам Европы, и у нас оно сохранило древнюю национальную специфику.
Об этом свидетельствуют и сохранившиеся в Украине в начале ХХ столетия традиции празднования Масленицы, которые имеют немало вариантов и локальных названий праздника: Масленица, Масленица, Запусти, предположение, Пироги, Колодка, Колодий, Заговенье, Сырная неделя и т. Это был рациональный переход от мясных блюд до набела (молочных). Целую неделю хозяйки варили прежде вареники с сыром, которые были основным блюдом праздника, пекли пирожки, а в последний день перед Великим постом, в воскресенье, собирались на пикник к соседям, родственникам, сватов, кумовьев. Молодежь делала в складчину вечеринки.
Короткая жизнь Колодия
Нашей спецификой Масленицы в недалеком прошлом был очень древний обряд имитации рождения, крещения и погребения Колодия. Этот обряд зафиксировал академик Агафангел Крымский. В течение недели женщины собирались в доме какой-хозяйки на углу (улицы) и в складчину устраивали гуляния, на котором имитировали: в первый день - рождение (семьи), второго - крестины, третьего - похристины, четвертого - смерть, пятого - захоронение, шестого - волочение Колодия.
Начинается с обычного прихода соседки или кумовья, которая, здороваясь в доме, говорит: «Помогай-би, кума!» Хозяйка отвечает: «Дай Бог здоровья! И будьте здоровы с Масленицей ». Гостья отвечает: «Спасибо! И будьте и вы здоровы ».
Тогда хозяйка начинает имитировать боли роженицы, вылезает на печь и стонет. Кума быстренько бежит по соседку, которая будет за «бабу-повитуху». Она приходит и со всеми примовлянкамы имитирует рождения и прием от «роженицы» мальчика, которому дают имя Колодий. Это обычно было полено.
Тогда начинают производить семьи. Хозяин заботится о водке, женщины - о блюдах. Далее снова игра-имитация. В «роженицы» неисправно внутри, болит живот. «Баба» начинает ее «чинить», то есть приговаривать: «На большие горы, на большие скалы! Здесь тебе не бывать, красной кровушки не выдать! Тьфу-Тьфу-Тьфу! Бежал пес через попов овес, как бег, то обросився; выбежал на дорогу - отряхнулся; Тьфу-Тьфу-Тьфу! » Исчезни, пропади, и ко мне не ходи! »« Роженица »и дальше стонет, тогда приводят деда-знахаря, который« лечит »по собственным рецептам. Ставит поперек роженицы горшок и разбивает его макогоном. Женщина вскакивает, она уже выздоровела, и вновь продолжается гуляния.
Наличие таких древних элементов фольклора, как имитация «семей», использование поговорок, указывает на архаичность обычая, рудименты которого сохранились до 1920-х годов.
В некоторых районах Восточного Подолья украшали Колодия к «крестин» цветами, лентами, а на обряде его погребения и сжигания имитировали обрядовый плач над ним. Очевидно, имеем в этих обычаях давний пережиток сжигания изображение Зимы. Сам Колодий выступал символом такого изображения.
Жениться надо вовремя
Еще одной характерной особенностью украинского Масленицы был обычай «чеплення» (привязки) колодки (поленья) к ноге парня или девушки в качестве меры наказания за то, что они в мясоед не женились, не выполнили своей миссии по продлению человеческого рода. «Наказаны» имели откупиться угощением, и тогда в складчину делали большие веселые вечеринки. На Полтавщине, Уманщине сохранялась только название обычая «прицепить колодку», а на самом деле (с конца ещё в XIX в.) Незамужним девушкам или парням перевязывали руку лентой или платком.
В селах Подолья парень приносил к девушке магарыч и подарок, она готовила ужин, также считалось «прицепил» колодку. Девушка за это должна вышить парню к Пасхе платочек и выписать три-семь писанок. Такое виддаровування называлось «отдать колодку», что свидетельствовало верность в любви.
На Ровенщине платок цепляли девушки парням, за что те имели их угощать. Девушки это угощение воздавали на Пасху «волочильний» - парой писанок. На Тернопольщине колодку отдавали также писанками второго дня Пасхи. Локальные особенности обычая Колодки заключались в разных вариантах наказания. Колодку цепляли не только девушкам и парням, но и их родителям, за то, что не женили детей. При этом пели: «А уже солнышко встало, колодчаны не спали ...» Обычай вешать колодку на Правобережной Украине использовался еще в 1960-х годах.
Цепляние символической (а когда-то, вероятно, настоящей) колодки как наказание за то, что молодые не создали семьи в мясоед, было известно у немцев, западных и южных славян с характерными для них национальными чертами. Само название «колодка» происходит, очевидно, от древнего орудия наказания преступника - заковування в колоду.
Пост впускали в образе дедушки
Важным компонентом обрядности Масленицы в Украине было командировки как элемент смеховой культуры и рудимент древних верований в защитную, отпугивающее силу подставных, ряженых персонажей. Такое праздничное командировки сохранялось в некоторых регионах, прежде всего центральных. Скажем, на Полтавщине на праздник наряжали женщину старухой с длинной до пят косой из конопляного пряжи. С «бабой» танцевали вокруг нее припевали, а потом выгоняли в сени, а впускали в дом женщину, наряженную в старенького дедушки. По объяснениям самих крестьян, это как выгоняли Масленицу, а впускали Пост в образе дедушки, чтобы Пост получился коротким.
На Кировоградщине, Винницкой, Тернопольской ряженые имитировали свадебные обряды, пели срамных песен, подыгрывая на импровизированных народных инструментах: рублевые (принадлежности для глажки рубашек) и качалке, закроем от печи, покрышке от горшка и тому подобное.
Существовал также очень древний элемент обряда - вождение хороводы по селу с пением. На Слобожанщине (Сумщине, Харьковщине) женщины водили ключевой танец, который назывался «водить козла». Ходили по селу и пели обрядовые песни.
Зубы полоскали водкой
В центральных регионах первый день после Масленицы называется «полоскозуб». В этот день долго спят, чтобы быстрее пост «старився». Встав, женщины мыли кипятком домашняя утварь от скоромного. Мужчины шли поздравлять соседей с постом и устраивали небольшую гостиную, на которой пили по «доброй» рюмке - полоскали зубы от сыра и масла.
Для закусывания готовили определенные блюда: хрен со свекольным квасом, картофель в мундирах (шелухе) и обязательно пекли пресные лепешки на воде, которые звали «жиляники», чтобы закрепиться на пост и быть сильными в течение года. Кое-где их пекли из квашеной капустой, но чаще без начинки. Поэтому и всю неделю называют «жилистый», а особенно так называют первый день поста - «жилистый» понедельник. Женщины в этот день не ходили в гости, потому что считали недобрым предзнаменованием для хозяев.
Хотя праздник не обходился без водки, ею не злоупотребляли. Был обычай угощать всех гостей по кругу одной рюмкой. Женщины по обычаю только пригублювалы рюмку и не упивались.
Между тем современное празднование Масленицы построено на традициях советской культуры, когда не пропагандируют традиционную участие всех, кто празднует, а существует разделение на зрителей и сцену. Такой сценический вариант праздника был выгоден советской власти, потому что так легче было контролировать сам сценарий, репертуар, который обязательно проходил цензуру. Постепенно активное участие превратилась в пассивную. С определенными изменениями советский стиль сохраняется и в начале XXI века. Меняются времена, традиции, и остается желание иметь праздник даже в такой сложный для страны время. Но главное, что нужно вынести из этого праздника, - прощение, потому что война - это грех. Войти в пост очищенным от пуль и снарядов, от гибели наших сыновей и дочерей. Здоровье и мира всем и вкусных вареников на Масленицу.
Установки сырной недели
В Сыропустная неделю нельзя было прясть, потому моль поест как пряжа, то одежда из него, а еще сыр и мясо быстро портиться.
В последний день Масленицы утром идут мириться со всеми, с кем в ссоре, чтобы не иметь в пост врагов, потому что это большой грех. Поэтому и называют этот день еще и предположения, потому что пост был своеобразным духовным очищением человека.
Масленица символизирует переход от зимы к весне, а потому, по обычаю, в этот день поминали в церкви умерших родственников, раздавали пирожки паломникам, нищим. Кое оставляли на ночь в углу вареники с сыром, блины, чтобы ели «деды», то есть предки. Почитание умерших должно было способствовать своевременному приходу весны.
Когда вечером на Масленицу ложились спать, клали за ясна кусочек сыра, на следующий день его хоронили в платок, а на Пасху принимали в церковь, чтобы увидеть и узнать ведьму. Потому ведьма непременно просить того сыра, захочет купить, и если не продать, то получишь силу над ней, и она не посмеет в твоем дворе вредить.
Наконец. Итак, мы видим, что украинские традиции Масленицы имеют много различных интересных игровых моментов, элементы командировки, обрядовые блюда, песни, символическое наказание ребят, которые не женились.
Валентина Борисенко
доктор исторических наук, для «Урядового кур’єра»
доктор исторических наук, для «Урядового кур’єра»