«Новые „скорые“ нам нужны позарез, ведь нынешний парк автомобилей очень изношен»
Минздрав закупает до полутора тысяч новых современных автомобилей экстренной медицинской помощи, укомплектованных аппаратурой и полностью готовых к работе. По словам медиков, они ждали этого события много лет
Готовя статью об одном резонансном ДТП, невольно разговорилась с врачами скорой помощи, что называется, «за жизнь». Было любопытно узнать, как они сами оценивают те перемены в работе, которые начали происходить с вступлением в силу нового Закона «Об экстренной медицине». В Национальном плане действий на 2013 год Президент Украины поставил задачу добиться европейских норм по времени приезда «скорой» (10 минут в городе и 20 минут — в сельской местности). «Работа стала напряженнее, — неожиданно заявила моя собеседница, врач с 20-летним стажем. — Раньше во многих случаях „скорая“ помощь выполняла не свои функции: проводила плановые инъекции или просто измеряла давление на дому. Это сильно затрудняло приезд бригады к людям, которые действительно находились в критическом состоянии, однако, чего греха таить, давало нам возможность передохнуть. Теперь мы приезжаем намного быстрее, как правило, на тяжелые случаи, так что расслабиться некогда, а стрессов стало больше. От нас, врачей, теперь требуется большая отдача. Как, кстати, и от техники».
Увы, имеющиеся автомобили, говорят медики, совершенно не приспособлены к новым требованиям. Они настолько изношены, что могут выйти из строя в любой момент. «Машины постоянно чинят, но это уже мало помогает, — рассказал наша собеседница. — И каждый раз, когда везешь тяжелого пациента, в голове одна и та же мысль: только бы снова не поломаться! За последний месяц мы дважды не могли доставить человека в больницу — ждали другую бригаду».
Но уже в ближайшее время ситуация с автопарком экстренной медицинской помощи должна значительно улучшиться.
На этой неделе в Минздраве раскроют предложения от участников тендера по закупке почти полутора тысяч новых автомобилей скорой помощи на общую сумму более 900 миллионов гривен. Проект, не имеющий прецедентов в Украине, осуществляется в рамках социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича — глава государства еще летом утвердил его финансирование из госбюджета.
— Из 5,5 тысячи автомобилей экстренной медицинской помощи в Украине полностью изношено 75 процентов, — отметила министр здравоохранения Раиса Богатырева. — Некоторые машины работают еще с 1987 года, хотя нормативный срок эксплуатации таких автомобилей не более семи —десяти лет.
Медики в регионах известие о закупке такого большого количества новых машин восприняли с нескрываемой радостью.
— Нам эти машины были нужны еще пять лет назад, потому что у нас парк изношен на 98 процентов, — рассказал главный врач Центра экстренной медицинской помощи Харьковской области Богдан Федак. — Из 240 машин лишь около десятка в более-менее нормальном состоянии! «Газели» у нас имеют пробег свыше 600 тысяч километров, а иномарки прошли более миллиона километров.
По словам врачей, благодаря проводимой в стране реформе система экстренной медицинской помощи стала значительно эффективнее. Разделение вызовов на «экстренные» и «неэкстренные», концентрация службы на областном уровне, использование многоканальных телефонных линий, а также современных технологий, таких как GPS-навигация, дали возможность по максимуму задействовать имеющиеся бригады «скорой». Время приезда заметно сократилось, однако при существующем автопарке дальше улучшать этот показатель уже невозможно — старые машины просто не способны ездить быстрее. А самое главное, нет никакой гарантии, что они вообще доберутся до пункта назначения. Особенно остро проблема стоит в сельской местности.
— Благодаря новому закону мы получили возможность свести в один комплекс всю службу экстренной помощи, — говорит Богдан Федак. — Она сейчас в одних руках, и люди, которые ею занимаются, квалифицированно подходят к этому вопросу. Это позволяет в сельской местности добиться времени доезда в 20 минут, как того требует закон. А в небольших районных центрах — практически до 5 минут. Но вы посмотрите, на чем мы ездим, в селах до сих пор работают старые, «убитые» уазики, которые нужно было менять еще пять —семь лет назад!
По мнению медиков, централизованная закупка новых автомобилей на уровне министерства даст существенные преимущества. Ведь сейчас в Украине в качестве «скорых» используются около полусотни различных моделей авто. У каждого своя специфика, запчасти. Намного разумнее, если по всей стране будет эксплуатироваться техника единого образца, отобранная специалистами самым тщательным образом.
— В централизованной закупке есть свое преимущество, — считает Богдан Федак. — Не везде на местах в службе экстренной помощи люди в достаточной мере ориентируются в этом вопросе.
— В государстве разработан стандарт на автомобили, есть класс, А (линейная терапия), В (интенсивная терапия) и С (реанимобиль), — говорит начальник департамента здравоохранения Полтавской областной госадминистрации Виктор Лысак. — А если разработан стандарт, то все в государстве должны закупать автомобили единого образца, под которые создана техническая база.
Как отмечают в Минздраве, первые партии новых автомобилей будут протестированы и запущены в эксплуатацию уже до конца этого года. Параллельно в регионах продолжится работа по повышению эффективности работы службы экстренной медицины. Совершенствование карт базирования карет «скорой» будет способствовать сокращению радиуса обслуживания вызовов и ускорит приезд каждой отдельной бригады к больному. Кроме того, региональные специалисты продолжают работать над созданием мощных диспетчерских пунктов, налаживанием системы единой оперативной связи и оборудованием парка карет скорой помощи GPS-навигаторами.
Готовя статью об одном резонансном ДТП, невольно разговорилась с врачами скорой помощи, что называется, «за жизнь». Было любопытно узнать, как они сами оценивают те перемены в работе, которые начали происходить с вступлением в силу нового Закона «Об экстренной медицине». В Национальном плане действий на 2013 год Президент Украины поставил задачу добиться европейских норм по времени приезда «скорой» (10 минут в городе и 20 минут — в сельской местности). «Работа стала напряженнее, — неожиданно заявила моя собеседница, врач с 20-летним стажем. — Раньше во многих случаях „скорая“ помощь выполняла не свои функции: проводила плановые инъекции или просто измеряла давление на дому. Это сильно затрудняло приезд бригады к людям, которые действительно находились в критическом состоянии, однако, чего греха таить, давало нам возможность передохнуть. Теперь мы приезжаем намного быстрее, как правило, на тяжелые случаи, так что расслабиться некогда, а стрессов стало больше. От нас, врачей, теперь требуется большая отдача. Как, кстати, и от техники».
Увы, имеющиеся автомобили, говорят медики, совершенно не приспособлены к новым требованиям. Они настолько изношены, что могут выйти из строя в любой момент. «Машины постоянно чинят, но это уже мало помогает, — рассказал наша собеседница. — И каждый раз, когда везешь тяжелого пациента, в голове одна и та же мысль: только бы снова не поломаться! За последний месяц мы дважды не могли доставить человека в больницу — ждали другую бригаду».
Но уже в ближайшее время ситуация с автопарком экстренной медицинской помощи должна значительно улучшиться.
На этой неделе в Минздраве раскроют предложения от участников тендера по закупке почти полутора тысяч новых автомобилей скорой помощи на общую сумму более 900 миллионов гривен. Проект, не имеющий прецедентов в Украине, осуществляется в рамках социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича — глава государства еще летом утвердил его финансирование из госбюджета.
— Из 5,5 тысячи автомобилей экстренной медицинской помощи в Украине полностью изношено 75 процентов, — отметила министр здравоохранения Раиса Богатырева. — Некоторые машины работают еще с 1987 года, хотя нормативный срок эксплуатации таких автомобилей не более семи —десяти лет.
Медики в регионах известие о закупке такого большого количества новых машин восприняли с нескрываемой радостью.
— Нам эти машины были нужны еще пять лет назад, потому что у нас парк изношен на 98 процентов, — рассказал главный врач Центра экстренной медицинской помощи Харьковской области Богдан Федак. — Из 240 машин лишь около десятка в более-менее нормальном состоянии! «Газели» у нас имеют пробег свыше 600 тысяч километров, а иномарки прошли более миллиона километров.
По словам врачей, благодаря проводимой в стране реформе система экстренной медицинской помощи стала значительно эффективнее. Разделение вызовов на «экстренные» и «неэкстренные», концентрация службы на областном уровне, использование многоканальных телефонных линий, а также современных технологий, таких как GPS-навигация, дали возможность по максимуму задействовать имеющиеся бригады «скорой». Время приезда заметно сократилось, однако при существующем автопарке дальше улучшать этот показатель уже невозможно — старые машины просто не способны ездить быстрее. А самое главное, нет никакой гарантии, что они вообще доберутся до пункта назначения. Особенно остро проблема стоит в сельской местности.
— Благодаря новому закону мы получили возможность свести в один комплекс всю службу экстренной помощи, — говорит Богдан Федак. — Она сейчас в одних руках, и люди, которые ею занимаются, квалифицированно подходят к этому вопросу. Это позволяет в сельской местности добиться времени доезда в 20 минут, как того требует закон. А в небольших районных центрах — практически до 5 минут. Но вы посмотрите, на чем мы ездим, в селах до сих пор работают старые, «убитые» уазики, которые нужно было менять еще пять —семь лет назад!
По мнению медиков, централизованная закупка новых автомобилей на уровне министерства даст существенные преимущества. Ведь сейчас в Украине в качестве «скорых» используются около полусотни различных моделей авто. У каждого своя специфика, запчасти. Намного разумнее, если по всей стране будет эксплуатироваться техника единого образца, отобранная специалистами самым тщательным образом.
— В централизованной закупке есть свое преимущество, — считает Богдан Федак. — Не везде на местах в службе экстренной помощи люди в достаточной мере ориентируются в этом вопросе.
— В государстве разработан стандарт на автомобили, есть класс, А (линейная терапия), В (интенсивная терапия) и С (реанимобиль), — говорит начальник департамента здравоохранения Полтавской областной госадминистрации Виктор Лысак. — А если разработан стандарт, то все в государстве должны закупать автомобили единого образца, под которые создана техническая база.
Как отмечают в Минздраве, первые партии новых автомобилей будут протестированы и запущены в эксплуатацию уже до конца этого года. Параллельно в регионах продолжится работа по повышению эффективности работы службы экстренной медицины. Совершенствование карт базирования карет «скорой» будет способствовать сокращению радиуса обслуживания вызовов и ускорит приезд каждой отдельной бригады к больному. Кроме того, региональные специалисты продолжают работать над созданием мощных диспетчерских пунктов, налаживанием системы единой оперативной связи и оборудованием парка карет скорой помощи GPS-навигаторами.