На других планетах водятся жуткие монстрыПользуясь новейшими данными, полученными с помощью космического телескопа НАСА "Кеплер", только в нашей галактике - Млечном пути - астрономы насчитали десятки миллиардов планет земного типа. Они не только схожи с Землей по размеру, но и находятся в так называемой зоне обитания. Расположены на комфортном расстоянии от своей звезды, которая обеспечивает пригодные для жизни условия. И главное - возможность существования воды в жидком виде.

Подобное обилие потенциально пригодных для жизни миров резко повышает вероятность ее существования. Вплоть до разумной и высокоразвитой. Однако исследования, недавно проведенные учеными международной группы, эту вероятность, с одной стороны, снижают. А с другой - свидетельствуют: внеземная жизнь может быть весьма экзотической и совсем непохожей на нашу.

Очевидно, что и братья по разуму, если они где-то найдутся, не обязательно будут иметь хотя бы отдаленное сходство с нами. Или "сестры Земли" окажутся настолько неродными, что вообще будут неспособны поддерживать жизнь, несмотря на, казалось бы, благоприятные внешние условия.

Гарик Исраелян из Института астрофизики на Канарских островах, его коллеги из Института планетарных наук (США) и Университета Порто (Португалия) обнаружили: химический состав похожих на Землю планет может очень сильно отличаться. Что, в свою очередь, влияет на существование и формирование там биосфер.
Если верить исследователям, то минеральный состав планет зависит от того, в какой пропорции находились углерод и кислород (C/O), магний и кремний (Mg/Si) в веществе, из которого планеты образовались. А поскольку, как выяснилось, коэффициенты C/O и Mg/Si могут меняться в весьма широких пределах, то и в составе планет преобладают то одни, то другие элементы. Что влияет на тектонические и вулканические процессы, на состав атмосферы. И в конечном счете на местную жизнь, которая может приобретать самые невероятные формы.

Система 55 Рака (55 Cnc) находится в созвездии Рака примерно в 40 световых годах от Земли. Имеет солнцеподобную звезду и пять планет. Существуют подозрения еще на две. Среди уже открытых планет есть похожие на планеты Солнечной системы - наш Юпитер и нашу Землю. На "сестре" больше углерода и кремния, чем у нас. Или на Марсе. Но и кислорода хватает. Жизнь, пусть экзотическая, возможна.

Например, найти планету, близкую по составу нашей, не так-то просто. Более того, сам он - нынешний химический состав - мог бы быть совсем другим, если бы в Солнечной системе не появился бы гигант Юпитер. И тогда кто знает, какие бы монстры населяли Землю? И какой вид имели бы мы сами?

- Строительство планет в химической среде, нехарактерной для Солнечной системы, весьма распространено во Вселенной, - говорит Гарик Исраелян. - И это могло привести к формированию странных миров, очень сильно отличающихся от Земли.

- Наблюдаемые вариации в ключевых коэффициентах С/О и Mg/Si известных звезд, содержащих планеты, подразумевают высокую вероятность существования планет земного типа, - вторит еще один член команды исследователей Елиза Дельгадо Мена.

Яркий пример почти научного предвидения, кстати, дает фантастика. В фильме "Аватар" на прекрасной планете Пандора - спутнике газового гиганта - комфортно живут синие аборигены, летающие ящеры и разные шестилапые твари. Но этот мир ядовит для людей. А почему? Потому что в местной системе случилась "вариация в ключевых коэффициентах С/О и Mg/Si". И возникла жизнь, отличная от земной.

Источник: http://kp.ua