Веб студия Паутинка Черниговский информационно развлекательный портал

РАЗДЕЛЫ



играть онлайн бесплатно


Украинская Сеть обмена трафиком

АВТОРИЗАЦИЯ

Имя пользователя:

Пароль:



Баннер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Популярные теги

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

  Категория: Фоторепортаж   Автор: vadimklose   
Одна из таких фигур - Николай Емельянович Макаренко, которому 4-го февраля отмечаем 135 лет со дня рождения.
Родился Николай Емельянович на Сумщине (с. Москалевка, Роменщина), образование получал и работал в разных уголках Российской империи, и за рубежом. В определенное время и определенным образом (об этом позже) судьба связала его с Черниговом.
Семья принадлежала к бедным казацкого рода. Отец Емельян Макаренко был волостным писарем. Несмотря на недолгую жизнь, Макаренко-старший, напевнее, сыграл значительную роль в формировании сына, потому что свою первую книгу «Археологические исследования 1907-909 г.г» Николай Емельянович посвящает памяти отца.
Кстати, об археологических исследованиях. Археология сопровождала Макаренко всю жизнь. В юности, когда после окончания Лохвицкой гимназии, он стал студентом Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования им. Барона А. Штиглица и приезжал домой на каникулы, осуществлял археологические раскопки на берегах родной Сулы. В 1903-1905 годах учился в Археологическом институте в Санкт-Петербурге, а с 1905 по1919 Николай Емельянович - действительный член упомянутого института. С археологией связано первое научное открытие Макаренко. 1906 накануне собственного 30-летия, он раскапывает праславянские городища неизвестного в то время типа, по месту нахождения получают в научном обороте название «роменских». В 40 лет Николай Емельянович - уже известный ученый-археолог, художник, историк искусства.
Николай Емельянович Макаренко: выдающийся искусствовед, археолог, музеевед и художникМакаренко никогда не забывал о своих украинских корнях. Работая помощником главного хранителя Эрмитажа, он особого внимания уделяет описанию артефактов, связанных с историей Украины. Например, Николай Емельянович описал уникальную коллекцию флагов Запорожской Сечи. Неудивительно, что когда в 1919 году Макаренко приезжает в командировку на Украину, его захватывает «движение украинизации». Надеясь стать полезным Родине, Николай Емельянович остается в Киеве. Его назначают первым директором Музея Искусств АН Украины, созданного на базе знаменитых коллекций семьи Ханенко. Параллельно он осуществляет раскопки на месте Десятинной церкви, вместе со своим товарищем студенческих времен Борисом Рерихом, занимается реконструкцией Михайловского собора, исследует Софию Киевскую и Андреевскую церковь.
1923 Николай Емельянович исследует в Чернигове Спасо-Преображенский собор. По сути это были первые научные архитектурно-археолгични исследования, хотя и длились они всего два месяца, с июля по сентябрь 1923 года. Результаты исследований, опубликованные в книге «Черниговский Спас: археологические исследования 1923», и доныне является чрезвычайно ценным источником для исследователей как сооружения собора, так и его внутренней архитектуры и интерьера. В частности, именно Макаренко открыл и описал фресковая фрагмент, вошедший в научный оборот под названием «Святая Фекла» - единственный во всем соборе фрагмент, в котором композиция сохранилась целостно.
Досадно, но именно на родине жизни Николая Макаренко получило трагического содержания. Беда затронула, как всегда, больному - личного. Сначала бросила жена. Летом 1927 года, во время исследований Густынский монастыря под Прилуками, в реке Удай утонул 17-летний сын Макаренко Орест, который был для Николая Емельяновича не только сыном, но и близким другом и единомышленником. Макаренко тяжело переживал потерю. Примерно в этот же период уже начались трудности в отношениях с новой властью. Собственно, новой власти такие образованные и принципиальные как Макаренко, готовы до последнего отстаивать истину, не были нужны. Поэтому власть принялась «перековывать» на свой манер. Освобождение различных должностей, травля, тюрьма, пребывание под следствием ... От кошмара советской действительности спасал опять же любимая археология. 1932 Николай Емельянович раскапывает Мариупольский могильник эпохи неолита, единственный в Европе сохранившийся. Отношения с властью в это время обостряются. И чем больше давление на Макаренко, тем более резким, принципиальным, а иногда и непримиримым он становится. Очевидно, последний «каплей» для власти стал отказ ученого по просьбе киевской городской власти «научно» обосновать необходимость сноса 150-ти архитектурно-исторических памятников Киева, в том числе Софию Киевскую и Михайловский Златоверхий собор. Однако, Николай Емельянович не только отказывается поставить свою подпись, он еще и привлекает к протесту мировое сообщество. Понятно, что при таких обстоятельствах судьба ученого была решена. В апреле 1934 г. Макаренко был арестован. Уничтожить сразу Макаренко НКВД мешало его имя, широко известное в Европе, и в мире в целом. Поэтому его приговаривают к административной ссылки в Казань на три года. Там, в Казани, профессор, искусствовед, археолог с мировым авторитетом работает преподавателем художественного техникума и консультантом исторического музея. Через два года, в 1936-м Николая Емельяновича зарештовують второй и отправляют в Томского исправительно-трудового лагеря. В декабре 1937 года Макаренко арестован третий. На этот раз обвинения были слишком серьезными. Ученого обвинили в «монархистской-кадетской» заговоре. Конечно, обвинение было надуманным, однако, это уже не интересовало представителей советской власти.
4 января 1938 Николай Емельянович Макаренко расстреляли. Президиум Верховного Совета СССР реабилитировала ученого в январе 1989 г. А затем, в 1994 году, в Киеве, на стене восстановленного Михайловского Златоверхого собора, который когда-то пытался спасти от уничтожения великий ученый, Николаю Макаренко был установлен памятный знак.
Николай Емельянович Макаренко: выдающийся искусствовед, археолог, музеевед и художникАлла Гаркуша, заведующий научно-просветительского отдела Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний»
На фото: мемориальная доска М. А. Макаренко на стене Михайловского Златоверхого собора в Киеве; Михайловский Златоверхий монастырь (фото второй половины XIX в.) Михайловский Златоверхий монастырь, отстроенный в 1997-2000 г.
Николай Емельянович Макаренко: выдающийся искусствовед, археолог, музеевед и художник

   7-02-2012, 10:39   Просмотров: 1577    Комментариев:  0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог ссылок
Каталог ссылок
Предупреждение! Информация, расположенная на данном сервере, предназначена исключительно для частного использования в образовательных целях и не может быть загружена/перенесена на другой компьютер. Ни владелец сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие физические или юридические лица не могут нести никакой отвественности за любое использование материалов данного сайта. Входя на сайт, Вы, как пользователь, тем самым подтверждаете полное и безоговорочное согласие со всеми условиями использования. Авторы проекта относятся особо негативно к нелегальному использованию информации, полученной на сайте.